Искусство XX–XXI: цикл о самых главных направлениях в современном искусстве

Период проведения с 25.10.2019 18:30 по 20.12.2019 20:00

Цикл лекций о самых главных направлениях в современном искусстве

Цикл из 8 лекций познакомит зрителей с самыми важными именами, понятиями, направлениями и формами в истории искусства XX века. Мы вместе проследим, как со временем менялись взгляды на искусство и его предназначение. Узнаем, какие взаимоотношения связывают художника, его произведение и зрителя, как влияет на создание и восприятие произведения исторический и культурный контекст. 

Программа цикла:

25 октября Реализм XX века. Зеркало для общества Мы поговорим о реализме в XX веке, предпосылках его возникновения, самых ярких представителях и идеологах. Реализм социалистический, социальный или магический — сюрреализм и гиперреализм — все они предлагали свои версии взаимоотношений художника, зрителя и видимого мира вокруг.

1 ноября Абстракция. Язык гармонии и боли Существовавшая в разных культурах на протяжении многих веков, в 20 веке абстракция как самостоятельная форма искусства была одновременно изобретена и найдена сразу несколькими ее «первопроходцами» из разных стран. «Чистое» искусство, стремящееся освободиться от всего лишнего, отражение идеального состояния духа, способ разговора о самых травмирующих и болезненных для человека вещах — все это феномен абстракции.

8 ноября Дадаизм. Игры с делением на ноль Рожденный Первой мировой войной, дадаизм, окончательно разочаровавшийся в высокой человеческой культуре, стремился последовательно разрушить все основополагающие ее постулаты — рациональное мышление, логику и осмысленность жизни. Бунтарский, циничный и бессистемный. Направленный на разрушение всего, и даже самого себя. По мнению своих приверженцев, представляющий «ничего» и являющийся «ничем», по иронии, именно дадаизм дал фантастический толчок для последующего развития искусства на протяжении всего ХХ столетия.

15 ноября Сюрреализм. Протоколы ваших снов Направление-сон. Не имеющее отношения к реальности, но вместе с тем и не ирреальное, оно движется с нашим миром как будто бы параллельно. Пользуясь инструментарием фантастического абсурда, парадоксальных сочетаний форм, алогизмов и неустойчивостью образов, адепты сюрреализма стремились избавиться от ограничений материального и фантазийного мира человека. Упорно работая над разрешением противоречия между нашими мечтами и действительностью.

29 ноября Поп-арт. Ты то, что ты потребляешь Родившийся в середине XX века, «поп-арт» взял на себя миссию по исследованию феномена «массовой культуры». Культуры, в которой можно увидеть и угрозу «высокому искусству», и отражение общества потребления, по-настоящему демократическое явление, и даже, возможно, новый язык, претендующий на то, чтобы говорить, в том числе, и о вечных ценностях.

6 декабря Концептуализм и минимализм. Торжество идеи Возможно ли искусство, которое будет не объектом в пространстве, но способом отформатировать само это пространство? Не произведением или алгоритмом его создания, но идеей, которая, возможно, и не требует воплощения? Является ли жест наделения предмета статусом «произведение искусства» равноценным его непосредственному созданию? Искусство «чистой формы» и «чистой идеи» — оставляющее человека один на один с непонятным и заставляющее его искать собственные ответы.

13 декабря Московский концептуализм. Коллективность горькой романтики Оформившийся как направление в Америке, концептуализм, рассуждавший о том «что есть искусство», имел дело не столько с объектами или предметами, сколько с идеями, которые художник хотел передать зрителю, и стал настоящим откровением своего времени. Возникнув на территории СССР независимо от практик западных коллег, отечественный концептуализм в условиях полной культурной изоляции пошел своим особым путем. Опираясь не только на опыт жизни в условиях «советского эксперимента», но и на особое отношение к «слову», унаследованное русской культурой у прошлых веков, «неофициальное искусство» пафосу официального противопоставляло свою рефлексию, иронию и осмысленную романтику повседневности.

20 декабря Перформанс. Тело — инструмент Одна из основных форм современного искусства. Перформанс — искусство действия, искусство игры, а иногда искусство жизни и смерти. Он часто становится испытанием не только для автора, но и для зрителя, заставляя открыть новые грани человеческих чувств и возможностей.

Лекции читает Алексей Старков — культуролог, музейный педагог, главный специалист научно-просветительского отдела Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО. Автор научно-просветительских проектов для молодежной и взрослой аудитории.


Место события: тер Кремль, д 6
Организатор мероприятия ФГБУК «Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Предыдущее событие               Следующее событие
×