Виды подшипников: краткий ликбез

Наверняка каждый в курсе, что такое подшипник и как он выглядит, но далеко не все разбираются, чем один узел отличается от другого и из чего они состоят. Экскурс по разновидностям подшипников провели сотрудники интернет-магазина «Оризон-Подшипник».

Различия по принципу работы

По этому принципу сборочные узлы делятся на такие виды:

Подшипники скольжения

Опора или направляющая механизма, где трение происходит при скольжении сопряженных поверхностей. Сам подшипник фиксируется в корпусе и остается неподвижным (внешнее кольцо), а вал (внутреннее кольцо) скользит по его поверхности. Между обеими деталями должен оставаться зазор, достаточный для внесения смазки.

Подшипники качения

Классический тип готового к установке узла, основными элементами которого являются тела качения (шарики, ролики, иглообразные цилиндры и т.д.), установленные между кольцами и удерживаемые на определенном расстоянии сепаратором.

Магнитные подшипники

Принцип работы конструкции основан на использовании принципа левитации, созданной электрическими и магнитными полями. С помощью такой разновидности подшипников осуществляется подвес вращающегося вала и его вращение без физического контакта, следовательно, без трения и износа.

Гидростатические и гидродинамические подшипники

Конструктивно это подшипники скольжения, но отличаются от классической конструкции наличием масляного клина в зазоре между втулкой и валом, куда принудительно подается масло.

Поскольку подшипники качения являются не только самыми известными, но и самыми востребованными, разберемся, какие существуют разновидности этого механизма.

Типы подшипников качения

Есть несколько критериев разделения:

1. По форме тел качения

Тела качения могут быть в виде шариков или роликов. Шарики остаются шариками в любой конструкции. Ролики могут быть игольчатыми, коническими, цилиндрическими, сферическими (симметричными и асимметричными).

2. По количеству рядов тел качения

В зависимости от того, сколько рядов шариков или роликов установлено, выделяют однорядные и двухрядные, соответственно.

3. По способности компенсации вредного влияния несоосности валов

Это самоустанавливающиеся (самоцентрирующиеся), где внутренняя поверхность наружного кольца выполнена в форме сферы, за счет чего возникает нечувствительность к угловым перекосам вала относительно корпуса.

4. По особенностям применяемой нагрузки

В данном случае разработаны радиальные, упорные и радиально-упорные узлы:

  • радиальные - благодаря увеличенной контактной поверхности допускают значительно большие нагрузки, чем шариковые. Не применимы к осевым нагрузкам и не работают при нарушении соосности вала и корпуса;
  • упорные - воспринимают только осевые нагрузки, поскольку угол контакта превышает 45°, применяют в тяжелонагруженных опорах при небольших частотах вращения;
  • радиально-упорные - предназначены для восприятия радиальных нагрузок (действующих перпендикулярно оси вала) и осевых (действующих вдоль оси вала в одном или в обоих направлениях), применяют в парной зеркальной установке с обязательной осевой затяжкой.

Помимо указанных разновидностей разработаны подшипники с различными конструкционными характеристики, например, открытые и закрытые узлы, с разным количеством внешних и внутренних колец, с сепараторами из металла и пластика и т.д.

Комментарии
×