Решение от 29.08.2016 по делу № А07-11876/2016

Резолютивная часть решения объявлена 25.08.2016
Полный текст решения изготовлен 29.08.2016
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Фазлыевой З.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шарафутдиновой Р.Р., рассмотрев дело по иску
Прокуратуры Республики Башкортостан (ИНН: 0274038937; ОГРН: 1030203899395
к Отделу Министерства внутренних дел России по Мечетлинскому району (ИНН: 0236000643; ОГРН: 1020200787749
к Сабировой Розе Дарвиновне (ИНН: 023601536098; ОГРНИП: 314028000137866)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству
о признании недействительным (ничтожным) договора №б/н о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке от 14.01.2016, заключенного между отделом МВД России по Мечетлинскому району и индивидуальным предпринимателем Сабировой Р.Д.
при участии в судебном заседании:
от истца - Викторова М.М. по удостоверению №190275 от 04.08.2015;
от ответчика - Мингазов А.И. по удостоверению №190275 от 04.08.2015;
от ответчика - Шарипов Н.Р. по доверенности №02 АА 2927993;
третье лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено по правилам ст.ст. 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе путем публичного размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет,
Прокуратура Республики Башкортостан (ИНН: 0274038937; ОГРН: 1030203899395 обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Отделу Министерства внутренних дел России по Мечетлинскому району (ИНН: 0236000643; ОГРН: 1020200787749 , к Сабировой Розе Дарвиновне (ИНН: 023601536098; ОГРН: 314028000137866) о признании недействительным (ничтожным) договора №б/н о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке от 14.01.2016, заключенного между отделом МВД России по Мечетлинскому району и индивидуальным предпринимателем Сабировой Р.Д.
Ответчик Сабирова Роза Дарвиновна признает исковые требования частично, просит устранить допущенные нарушения путем заключения договора на право осуществления деятельности по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату на территории Муниципального района Мечетлинский район, с существующей специализированной стоянкой ИП Сабировой Р.Д.
Исследовав представленные доказательства, суд
Установил:

Как следует из материалов дела, 14.01.2016 между отделом Министерства внутренних дел России по Мечетлинскому району (далее - ОМВД России по Мечетлинскому району) и индивиду­альным предпринимателем Сабировой Р.Д. (далее - ИП Сабирова Р.Д.) заключен договор № б/н о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Рос­сийской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу (далее - Договор), по усло­виям которого ОМВД России по Мечетлинскому району в соответствий с Поста­новлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2003 №759 «Об утвер­ждении Правил задержания транспортного средства помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» (утративший силу в связи с издани­ем Постановления Правительства РФ от 30.12.2012 №1496) передает задержанное транспортное средство, а ИП Сабирова Р.Д. осуществляет его транспортировку, хранение и выдачу.
Согласно пункту 1.2 Договора ИП Сабирова Р.Д. осуществляет хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке, расположенной по адресу: Республика Башкортостан, Мечетлинский район, д. Сальзигутово, поле № 1.
Договор о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу от 14.01.2016 в силу ст.169 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожным.
В соответствии с п.4 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда Содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу п.1 ст.422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в Мо­мент его заключения.
Согласно ч.1 ст.27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующе­го вида, предусмотренных рядом статей настоящего Кодекса, применяются за­держание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охра­няемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализирован­ной стоянке до устранения причины задержания, а при нарушениях, предусмот­ренных статьями 11.26 и 11.29 настоящего Кодекса, также до уплаты администра­тивного штрафа в случае, если транспортное средство, на котором совершено на­рушение, выезжает с территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хране­ние, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом закона­ми субъектов Российской Федерации.
В Республике Башкортостан такой закон принят Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан 28.06. 2012 г. № 549-3 «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хране­ния, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств в Республике Башкортостан» и подписан Президентом Республики Баш­кортостан 03.07.2012.
В соответствии с ч. 5 ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 03.07.2012 № 549-з «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств в Республике Башкортостан» (далее - Закон) уполномоченным органом на выполнение полномочий и созданию условий для предостав­ления услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализи­рованную стоянку, их хранению и возврату является Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.
Согласно Положению о Государственном комитете Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.04.2013 №166, Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (далее - Комитет) является республиканским органом исполнительной власти, осуществ­ляющим в пределах своей компетенции межотраслевую координацию и функцио­нальное регулирование в сфере дорожного хозяйства и организации пассажирских перевозок населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом пригородного и межмуниципального сообщения на тер­ритории Республики Башкортостан.
С учетом изложенного, полномочиями по заключению договора об оказании услуг по перемещению транспортных средств на специализированную стоян­ку, хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке и возврату задержанных транспортных средств законодательством Республики Башкортостан наделен Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.
Органы внутренних дел в силу закона правом на заключение договоров и соглашений на оказание услуг по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, хранению задержанных транспортных средств на специа­лизированной стоянке и возврату задержанных транспортных средств не облада­ют.
В силу п.1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федера­ции, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 №248, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке и реа­лизации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Таким образом, при совершении спорной сделки ОМВД России по Мечетлинскому району превышены, предоставленные законом полномочия, то есть До­говор в нарушение указанных норм законодательства заключен неуполномочен­ным лицом.
Согласно 4.1 ст.6 Закона, возврат задержанного транспортного средства владельцу производится на основании разрешения (в письменной форме) уполномоченного должностного лица органов внутренних дел после оплата вла­дельцем либо лицом, совершившим административное правонарушение, повлёк­шее применение задержания транспортного средства, расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства.
В связи с чем, услуги по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату являются платными (приносящими доход), и соответственно образуют отдельный, локальный товарный рынок, предусмотренный статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции». Доступ на этот рынок в соответствии с Законом возможен только через участие в процедуре конкурса, целью которого является обеспечение равных конкурентных условий для всех потенциальных участников, желающих участвовать в борьбе за право оказывать такие услуги.
В соответствии с п.3 ст.2 Закона специализированной организацией является юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, осуществляю­щие по результатам отбора специализированных организаций исполнение реше­ний уполномоченных должностных лиц о задержании транспортного средства.
Между тем, Договор заключен без проведения конкурса по отбору Специализированной организации, чем нарушены положения Закона Республики Баш­кортостан от 03.07.2012 № 549-3 «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещений и Хранение, возврата транспортных средств в Республике Башкортостан» и Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».
В соответствии с п.4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными, осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согла­сованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный ры­нок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъек­тов.
Заключение Договора неуполномоченным лицом привело к нарушению прав Республики Башкортостан в лице Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству в части выполнения им полномочий и созданию условий для предоставления услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату на соответствующей территории, а также субъектов предпринимательст­ва, которые лишены возможности на конкурсной основе заключать соглашений с уполномоченным органом.
Согласно п.2 ст.168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
Учитывая изложенное заключенный между ответчиками договор противоречит требованиям закона ввиду чего подлежит признанию ничтожным.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Решил:

Исковые требования Прокуратуры Республики Башкортостан (ИНН: 0274038937; ОГРН: 1030203899395 удовлетворить в полном объеме.
Признать недействительным (ничтожным) договор №б/н от 14.01.2016 о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке, заключенный между отделом МВД России по Мечетлинскому району и индивидуальным предпринимателем Сабировой Р.Д.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя Сабировой Розы Дарвиновны (ИНН: 023601536098; ОГРН: 314028000137866) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья З.Г.Фазлыева

Источник
<< Предыдущее решение   Следующее решение >>
×